Исихазм

ИСИХАЗМ (от греч. hesychia – покой, — безмолвие, отрешенность) — целокупное учение-действие, направленное на стяжание Святого Духа и обожение души и тела. Высочайшей целью исихазма является преображение и обожение всего человека по образу воскресшего Иисуса Христа.

Исихазм обладает мощным зарядом творческой созидающей силы, поэтому можно и должно говорить об исихастской инициации истинного творчества в различных областях искусства и деятельности. Такое творчество несет в себе пророческую харизму и глубинный, сокровенный смысл.

Исихазм, развернутый во времени и пространстве, имеет свою богатую лицами и событиями историю, через которую просвечивает ткань метаисторического процесса земного становления Церкви.

Известный мистик и святой VII века преп. Исаак Сирин сказал, что молчание — таинство будущего века. Исихазм открыт Грядущему в вечности и уже в веке сем позволяет приобщиться таинству священнобезмолвия. 

Обожение

Обожение или процесс уподобление Богу по средствам соединение тварного человека с Богом Творцом. Процесс бесконечный по времени и двухсторонний. Со стороны Творца производятся различные дарования Святаго Духа на Свое усмотрение. Со стороны человека требуется добрая воля и настойчивое, непрестанное вопрошание. Именно доброй воли и просительной молитвы в смиренном духе Бог ожидает от человека. Для этого процесса Бог сотворил Адама, но наделив его свободной волей, не принуждал к этому священному труду. Задача человека отвечать Божественной любви взаимной любовью и благодарением. Высоко одухотворенный монах называется преподобным святым. Имеется в виду подобие Богу.

    В прокимне преподобным поется: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». О плодах Иисусовой молитвы и о том, как плоды молитвы отображаются на удивительных поступках собора подвижников, можно прочесть в изобилии в патериках и отечниках. Нужно только отметить, что изначально первейшим даром Святаго Духа является видение своих грехов и сокрушенное покаяние. 

Благодать

Благодать (греч. ἡ χάρις – добрые и позитивные движения души) это живительная и щедрая рука Святаго Духа. В списке положительных эмоций и ощущений трудно определить доминанту, думаю можно сделать акцент на чувстве радости. Молитвенник, стяжавший обильное количество благодати Святаго Духа, обретает свойства присущие благодати: любовь к Богу, любовь к ближнему; любовь к врагам; равнодушие ко всему вещественному; присутствие радости и близости Божества; ненасытность добрых дел и подвигов ради Христа; терпение и ощущение силы в противостоянии напастям и скорбям; в душе обретается некое умиротворение не зависящее от внешних обстоятельств (например, в заточении или на ложе болезни).

 И напротив, по умалению благодати присутствуют: уныние, депрессия, раздражительность, чувство дискомфорта, отсутствие любви. Человек утрачивает способность к подвигам и молитве, тяжело переносит скорби. Делание добра и веры дается с большими усилиями. 

Молитвенное восхищение

Молитвенное восхищение – созерцание ума в соединение с Творцом, с полным отрывом памяти от всего тварного и земного, при сопровождении услаждающего блаженства, изливающегося из области сердца. Определение отчасти условное, так как посещение Творцом может сопровождаться каждый раз по-разному. Часто используются различные синонимы, например «в духе» (откр. 1; 10).

 На Афоне созерцателей можно повстречать среди отшельников, но о своих видениях, равно как и о своем внутреннем мире, они не рассказывают, боясь потерять благодать. Поэтому, в большинстве случаях, преуспевающие молитвенники ничем не выделяются от прочих монахов. 

Самодвижная молитва

Самодвижная молитва – молитва, действующая в сердце как бы по инерции, сама собой. Устойчивая самодвижная молитва может действовать во время трапезы, во сне и даже во время физического труда.

Парение ума

Парение ума – молитва без внимания или молитва, когда мысли вместе со словами молитвы параллельно заняты житейскими попечениями, так как ум обладает способностью вести двойную работу. 

Трезвение ума

Трезвение ума или умное делание. В обиходной афонской терминологии говорится: «Молиться чистым умом». Другими словами, совершая молитву, следить, чтобы ум не отвлекался от текста сердечной самодвижной молитвы и сосредотачивал все внимание на ее словах. 

Держание молитвы

Вспомогательные средства удержание молитвы. Исихасты делятся на деятелей и созерцателей. Деятели борются за внимание на молитве с переменным успехом. Их самодвижная молитва, как правило, неустойчивая. Для удержания Иисусовой молитвы в сердце требуются умственные усилия. По этой причине могут предприниматься вспомогательные средства. Это называется художественным молитвотворчеством. Целью художественного молитвотворчества является привязка неудержимого ума к словам молитвы. По благословению более опытных наставников деятели могут привязывать ум к сердцебиению, к дыханию, или к определенным движениям во время физического труда. Например, загребая лопатой снег, молитвенник произносит про себя: «Господи Иисусе Христе,..» - откидывая снег в сторону, говорит в уме: «…помилуй мя, грешнаго». Исихасты созерцательного уровня такими средствами не пользуются, так как у них двигатель молитвы является устойчивым.